2 2. Основные направления, виды деятельности службы 2.1. Деятельность психологической службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, воспитывающихся в образовательном МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО». 2.2. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы. 2.3. Основные направления деятельности службы: 2.3.1. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. В русле психопрофилактического направления педагогпсихолог может осуществлять следующие конкретные мероприятия: разрабатывать и реализовать психопрофилактические программы по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста; содействовать адаптации детей к детскому саду, участвовать в психолого-педагогическом сопровождении детей при переходе из одной возрастной группы в другую, намечая при необходимости, совместно с педагогами, родителями программу индивидуального маршрута ребёнка на новом этапе; содействовать полноценному личностному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе; участвовать в организации психолого-педагогических консилиуме с целью психологического анализа поведения и развития детей для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей; вести работы по созданию благоприятного психологического климата в МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО»; консультировать педагогов, воспитателей и других работников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем; способствовать развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществлять мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива. 2.3.2. Психологическое просвещение – формирование у всех участников педагогического процесса потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития: повышение психологической культуры родителей воспитанников и педагогов образовательного учреждения; содействие в потребности самопознания, саморазвития и самосовершенствования. 2.3.3 Психологическая диагностика - изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей, способностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а так же выявления причин механизмов нарушения в развитии и социальной адаптации: определение психологическую готовность к школьному обучению с целью выявления возможных отклонений и их коррекции; 3 проведение обследования ребенка по определению уровня интеллектуального развития с целью выявления детей с отклонениями в развитии и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи; получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного самоопределения. 2.3.4. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность педагогапсихолога: активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающее психическое развитие и становление личности детей, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития воспитанников МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО»; участие в разработке, апробации и внедрении образовательных, развивающих или комплексных психолого-медико-педагогических программ; реализация комплекса индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом, нравственном развитии детей. 2.3.4.1. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно - воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики, иначе это выходит за границы компетенции педагогапсихолога, и он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта. 2.3.5. Консультативная деятельность – оказание помощи родителям (законным представителям), педагогическим работникам, администрации и другим специалистам и сотрудникам МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» по их запросу, в области развития, воспитания и обучения детей. 3. Цели и задачи психологической службы 3.1. Цель – содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса. 3.2. Основные задачи психологической службы: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ. 4 4. Права и обязанности педагога-психолога 4.1. Педагог-психолог обязан: в полной мере осуществлять деятельность, регламентируемую настоящим Положением; рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей; знать новейшие достижения психологической науки в целом и, в том числе, в практической, возрастной и педагогической психологии; применять современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, психокорреционной и психопрофилактической работы; постоянно повышать свою профессиональную квалификацию; строго соблюдать профессиональную этику; не распространять сведения, полученную в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нести ущерб воспитаннику или его окружению; пропагандировать психологические знания среди педагогов и родителей; отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией дошкольного учреждения; рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции; в решении всех вопросов исходить из интересов ребёнка; работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями воспитанников; вести и хранить диагностическую документацию. 4.2. Педагог-психолог имеет право: выбирать формы и методы работы, выделять приоритетные направления работы, исходя из общей программы и конкретных условий; самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми; выходить с предложениями по вопросам оптимизации условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы; принимать участие в заседаниях по обсуждению результатов диагностики, вопросам создания образовательных и развивающих программ; принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях и т.д.; посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью детей; знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией; препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой; вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др. 5 5. Ответственность педагога-психолога 5.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций. 5.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение документации, сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы. 5.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации в соответствии с формами установленного образца. 5.4. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материально-технических средств, вверенных ему для работы психологической службы детского сада. 6. Документация психологической службы. 6.1. Документация: положение о психологической службе МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО»; план работы психологической службе на учебный год; банк психодиагностических методик; журнал регистрации индивидуальных и групповых консультаций; журнал учета индивидуальных коррекционно – развивающих занятий; журнал учета групповых коррекционно – развивающих занятий; план профессионального самосовершенствования.