Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-Детский сад № 21» муниципального образования «Лысьвенский городской округ» ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 3 от 12. 03.2019 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» ____________ О.А. Лобатенко Приказ № 23 от 12.03.2019 г. Образовательная программа дополнительного дошкольного образования физкультурно-спортивной направленности «Обучение плаванию в детском саду» МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» Низамутдинова Г.М. Инструктор по ФК (плавание) г. Лысьва 2 № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 4. 5. 6. Содержание программы Наименование разделов Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Учебный план Программы Календарно-тематический план Программы Младший возраст Средний возраст Старший дошкольный возраст Образовательная деятельность в соответствии с целями и задачами на разных возрастных этапах дошкольного возраста Методическое обеспечение Программы Список литературы 3 Стр. 3 4 5 5 10 10 10 12 15 17 21 22 1. Пояснительная записка Образовательная программа дополнительного дошкольного образования физкультурно-спортивной направленности «Обучение плаванию в детском саду» (далее Программа) – документ муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-Детский сад №21» муниципального образования «Лысьвенский городской округ», характеризующий модель организации дополнительной образовательной услуги: обучения плаванию детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Направленность программы: физкультурно-спортивная. Срок реализации программы: 10 месяцев (сентябрь – июнь) Программа сформирована в соответствии с основными нормативноправовыми документами: - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Постановление правительства РФ № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 г. - Концепция развития дополнительного образования детей утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р - Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 20.11.2014 № СЭД-26-01-04-1007 "Об утверждении положения об авторской образовательной программе" - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки российской федерации от 18 ноября 2015 г. n 09-3242 «О направлении информации» - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155). - «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13) утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26. - Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере 4 дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». - Закон о защите прав потребителей. - Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 4531 от 02 ноября 2015 года. - Устав МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» от 16.11.2018 г.№2630. - Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» Программа разработана с учетом методических рекомендаций Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». 1.1. Цель и задачи реализации Программы Цель реализации программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Задачи: Оздоровительные: • Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию; • Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма; • Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма. Образовательные: • Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства; • Учить плавательным навыкам и умениям. Развивающие: • Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде; • Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде. Воспитательные: • Воспитывать нравственно-волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли; • Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде. 5 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах: - принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием; - принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование; - принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению; - принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения; - принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения. Методы обучения: - Словесный: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания. - Наглядный: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов. - Практический: многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений. Формирование групп детей на занятия плаванием осуществляется через заключение договора с родителями об оказании платных дополнительных услуг по плаванию на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей, состояния их здоровья и уровня освоения плавательных умений и навыков. 1.3. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 1.3.1.Младшая группа (3-4 года) Во второй младшей группе идет период освоения детей в воде. Начинается этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др. К концу года умеют: 6 - Свободно (безбоязненно) передвигаться в воде различными способами; - Лежать в воде на груди и спине; - Погружаться в воду с головой у неподвижной опоры (в вертикальном положении) на задержке дыхания; - Выполнять выдох в воду у неподвижной опоры. 1.3.2. Средняя группа (4-5 лет) К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности. К концу года умеют: - Держаться на поверхности воды: всплывать, лежать, скользить; - Выполнять выдохи в воду в горизонтальном положении тела; - Выполнять движения ногами, как при плавании способом «кроль» на груди и спине с подвижной опорой (плавательная доска); - Пытаться выполнить упражнения «Звездочка», «Медуза», «Поплавок». 1.3.3. Старшая группа (5-6 лет) К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания. К концу года умеют: - Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде; - Нырять в обруч, доставать предметы со дна бассейна; - Выполнять серии выдохов в воду (упражнение на задержку дыхания «Кто дольше»); - Скользить на груди и спине с плавательной доской; - Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и спине; - Выполнять упражнения «Поплавок», «Медуза», «Звездочка» на спине; - Соблюдать правила подвижных и спортивных игр. 1.3.4.Подготовительная к школе группа (6-7 лет) В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов 7 пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки. К концу года: - Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой; - Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост; - Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой; - Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед; - Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук; - Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине; - Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, упражнение «Осьминожка» на длительность лежания; - Плавать на груди с работой рук, с работой ног; - Пытаться плавать способом на груди и на спине; - Знать правила безопасности на воде; - Соблюдать правила подвижных и спортивных игр; - Самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры на воде. Для анализа достигнутых результатов разработана диагностическая карта оценки плавательной подготовленности детей. ФИ Дата Ныряние Продвижени ребенка, рождения е в воде группа Н.г. С.г. К.г. Н.г. С.г. К.г. здоровья Выдох в воду Н.г. С.г. К.г. Прыжки в воду Н.г. С.г. К.г. Лежание на воде Н.г. С.г. К.г. ИТОГ Н.г. С.г. 1. 2. Диагностика проводится три раза в период реализации Программы. В диагностическую карту внесены контрольные упражнения программы. Характеристика основных навыков плавания Навык Характеристика Ныряние (вдох Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, выдох под воду) сознательно уходить под воду, ориентироваться там и передвигаться, знакомят с подъемной силой. Прыжки в воду Вырабатывают умение владеть своим телом в воде, чувствовать на него действие разных сил, развивают 8 К.г. Лежание Скольжение Контролируемое дыхание решительность, самообладание и мужество. Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха. Позволяет почувствовать не только статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости. Правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, оказывает развивающее и укрепляющее действие на сердечно-сосудистую и нервную системы; тесно взаимосвязано со всеми навыками Контрольное тестирование (младшая группа) Навык плавания Контрольное упражнение Ныряние Погружение лица в воду. Погружение головы в воду. Продвижение в Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до воде бедер или до груди с помощью рук. Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»). Упражнение «Крокодильчик». Выдох в воду Вдох над водой и выдох в воду. Прыжки в воду Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или Лежание Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на до груди. спине. Скользить по поверхности воды. Контрольное тестирование (средняя группа) Навык плавания Контрольное упражнение Ныряние Пытаться проплыть тоннель. Подныривание под гимнастическую палку. Продвижение в воде Выдох в воду Пытаться доставать предметы со дна. Упражнения в паре «на буксире». Бег парами. Скольжение на груди. Упражнение на дыхание «Ветерок». Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой. Прыжки в воду Выполнение серии прыжков с продвижением вперед. Прыжок ногами вперед. 9 Лежание Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине. Контрольное тестирование (старшая группа) Навык плавания Контрольное упражнение Ныряние Ныряние в обруч. Проплывание тоннеля. Продвижение в воде Выдох в воду Прыжки в воду Лежание Подныривание под мост. Игровое упражнение «Ловец». Скольжение на груди с работой ног, с работой рук. Скольжение на спине. Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди. Выполнение серии выдохов в воду. Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше». Прыжок ногами вперед. Соскок головой вперед. Упражнение «Поплавок». Упражнение «Звездочка» на груди, на спине. Лежание на спине с плавательной дощечкой. Контрольное тестирование (подготовительная к школе группа) Навык Контрольное упражнение плавания Ныряние Проплывание «под мостом» (несколько звеньев). Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под Продвижение Плавание на груди с водой. работой рук, с работой ног. в воде Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног. Выдох в воду Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног. Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой. Прыжки в воду Прыжок головой вперед. Прыжок ногами вперед в глубокую воду. Лежание Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания. Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой воде. Оценка качества выполнения контрольных упражнений программы: Низкий уровень – Н Ребёнок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора – на суше и в воде. Средний уровень – С 10 Ребёнок владеет основными элементами техники большинства упражнений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Высокий уровень – В Ребёнок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде. ФИ Дата Ныряние Продвижени ребенка, рождения е в воде группа Н.г. С.г. К.г. Н.г. С.г. К.г. здоровья Выдох в воду Н.г. С.г. К.г. Прыжки в воду Н.г. С.г. К.г. Лежание на воде Н.г. С.г. К.г. ИТОГ Н.г. С.г. 1. 2. 2. Учебный план образовательной программы Группа Кол-во занятий в неделю Младшая Средняя Старшая Разновозрастная Подготовительная 1 1 1 1 1 Кол-во занятий за весь срок обучения 36 36 36 36 36 Длительнос ть занятий Всего часов за весь срок обучения 20 мин 30 мин 30 мин 30 мин 40 мин 12 ч 18 ч 18 ч 18 ч 24 ч 3. Календарно-тематический план 3.1. Младший возраст Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне. Задачи: 1. Способствовать уменьшению периода адаптации к воде. 2. Обучать различным видам передвижения в воде. 3. Воспитывать безбоязненное отношение к воде 4. Формировать навыки личной гигиены. 5. Воспитывать самостоятельность Содержание Всего Форма Теория Практика часов контроля Сентябрь (2ч.) 1. Рассказать детям о пользе плавания, Мониторинг знакомство с бассейном и правилами 0,5 0,5 11 К.г. поведения в нём. 2. Приучать детей входить в воду. 1 Самостоятельно окунаться, не бояться 0,5 брызг. 3. Мониторинг. Октябрь (4ч.) 1. Учить детей не боятся брызг, преодолеть страх перед водой. 4 Развивать интерес к занятиям в бассейне. Ноябрь (4 ч.) 1. Беседа о правилах поведения на 0,5 воде. 2. Учить, не бояться, входить в воду и 1,5 выходить из нее самостоятельно. 3. Обучать передвижениям по дну 2 бассейна одного бортика к другому Декабрь (4 ч.) 1. Знакомить с некоторыми 0,5 свойствами воды. 2. Приучать детей играть 1,5 самостоятельно с игрушками. 3. Обучать детей принимать 2 горизонтальное положение в воде. Январь (3 ч.) 1. Беседа о правилах поведения на 0,5 воде. 2. Учить выдохам в воду, прыжкам. 1,5 Добиваться активности и 1 самостоятельности. 3. Контроль приобретённых навыков. Февраль (4 ч.) 1. Учить дуть перед собой, перегоняя предметы до противоположного 2 бортика бассейна. 2. Воспитывать уверенность в своих силах, организованность, умение 2 слушать объяснение преподавателя. Март (4 ч.) 1. Беседа о правилах поведения в 0,5 12 1 0,5 4 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 Мониторинг 0,5 1 0,5 1 2 2 0,5 бассейне. 2. Приучать к простейшим передвижениям в воде, к 3,5 погружению. Воспитывать смелость. Апрель (4 ч.) 1. Приучать к простейшим 4 передвижениям в воде, к погружению. Май (3ч.) 1. Приучать лежать на воде. 3 Воспитывать смелость. Июнь (4ч.) 1. Обучать всплыванию и лежанию на воде («Медуза», «Стрелочка»). 1,5 2. Контроль приобретённых навыков. 1 3. Открытое занятие. 1 4. Беседа о правилах поведения на открытых водоёмах. 0,5 ИТОГО: 36 3,5 4 3 0,5 0,5 4 1,5 0,5 1 Мониторинг Открытое занятие 32 3.2. Средний возраст К среднему возрасту дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности. Задачи: 1. Способствовать уменьшению периода адаптации к воде. 2. Обучать опусканию лица в воду. 3. Обучать различным видам передвижения в воде. 4. Обучать выдоху в воду. 5. Формировать навыки личной гигиены. 6. Способствовать воспитанию морально – волевых качеств (смелость, настойчивость) 7. Воспитывать самостоятельность. Задачи Всего Форма Теория Практика часов контроля Сентябрь (2ч.) 1. Рассказать детям о пользе плавания, Мониторинг 13 знакомство с бассейном и правилами 0,5 поведения в нём. 2. Приучать детей входить в воду. 1 Самостоятельно окунаться, не бояться 0,5 брызг. 3. Мониторинг. Октябрь (4ч.) 1. Ознакомить детей со свойствами 2 воды, приучать не боятся брызг. 2. Учиться передвигаться в воде на 2 различной глубине: шагом, бегом, прыжками. Ноябрь (4 ч.) 1. Беседа о правилах поведения на 0,5 воде. 2. Учить погружаться в воду с головой, открывать глаза. 3,5 Воспитывать смелость, организованность. Декабрь (4 ч.) 1. Упражнять в погружении в воду, учить доставать предметы со дна, 1 подпрыгивать, проныривать предметы (обруч). 2 2.Совершенствовать умение лежать на поверхности воды. Активизировать 1 внимание детей. Январь (3 ч.) 1. Беседа о правилах поведения на 0,5 воде. 2. Учить выполнять глубокий вдох 1 через рот и продолжительный выдох через рот. 3. Формировать умение принять 1 горизонтальное положение тела в воде, подготавливать к выполнению 0,5 скольжения на груди. 4.Совершенствовать передвижение и ориентировку под водой. Февраль (4 ч.) 14 0,5 1 0,5 2 2 0,5 3,5 1 2 1 Мониторинг 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1. Учить лежать на воде, скользить на груди, держась за доску и без неё. 4 Воспитывать у детей инициативу и настойчивость. Март (4 ч.) 1. Беседа о правилах поведения в 0,5 бассейне. 2. Отрабатывать согласованность действий в 1,5 скольжении на груди с выдохом в воду. 2 3. Разучить скольжение на спине с подвижной опорой. 4. Приучать детей действовать по сигналу. Апрель (4 ч.) 1. Закреплять полученные навыки, упражняться в скольжении на груди и 2 на спине. 2. Достигать ритмичных 2 беспрерывных движений ногами. Май (3ч.) 1. Закреплять полученные навыки, 3 упражняться в скольжении на груди и на спине. Июнь (4 ч.) 1. Достигать ритмичных беспрерывных движений ногами. 1,5 2. Контроль приобретённых навыков. 1 3. Открытое занятие. 1 4. Беседа о правилах поведения на открытых водоёмах. 0,5 ИТОГО: 36 4 0,5 0,5 1 1 1 2 2 3 0,5 0,5 5 1,5 0,5 1 Мониторинг Открытое занятие 31 3.3. Старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная к школе группы) Дети старшего дошкольного возраста хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо 15 научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки. Задачи: 1. Обучать согласованной работе рук и ног при плавании способом «кроль» на груди и на спине. 2. Совершенствовать технику плавания. 3. Способствовать закаливанию детей. 4. Воспитывать целеустремленность и настойчивость. 5. Приучать пользоваться правилами поведения на воде. Задачи Всего Форма Теория Практика часов контроля Сентябрь (2ч.) 1. Рассказать детям о пользе плавания, Мониторинг знакомство с бассейном и правилами 0,5 0,5 поведения в нём. 0,5 0,5 2. Развивать интерес к здоровому 0,5 0,5 образу жизни. 0,5 0,5 3.Проверить плавательные навыки. 4. Мониторинг. Октябрь (4ч.) 1. Упражняться в передвижении в 1 1 воде. 2. Ознакомиться (повторить) 2 2 скольжение на груди, на спине с 1 1 помощью подвижной опоры. 3. Изучить (повторить) выдох в воду. Ноябрь (4 ч.) 1. Беседа о правилах поведения на 0,5 0,5 воде. 2. Учить движения ногами как при плавании кролем на груди в 1 1 согласовании с дыханием (с опорой и 1,5 0,5 1 без). 3. Упражнять выдохи в воду с 1 0,5 0,5 поворотом головы. 4. Воспитывать настойчивость и упорство в достижении результата. 16 Декабрь (4 ч.) 1. Побуждать плавать на спине при помощи движений ногами кролем. 1 2. Изучить движения рук как при 2 кроле на груди. 3. Способствовать развитию координации движений в 1 воде. Январь (3 ч.) 1. Беседа о правилах поведения на 0,5 воде. 2. Упражняться в плавании кролем на 1 груди (при помощи плавающей опоры) с задержкой дыхания. 3. Изучить 1 движения рук при плавании кролем на 0,5 спине. 4. Контроль приобретённых навыков. Февраль (4 ч.) 1. Упражняться в плавании кролем на 1,5 спине. 2. Учиться согласовывать движения 1,5 ног, рук и дыхания при плавании 1 кролем на груди. 3. Учиться действовать по сигналу преподавателя. Март (4 ч.) 1. Беседа о правилах поведения в 0,5 бассейне. 2. Закрепить и отрабатывать плавание кролем на 3,5 груди и на спине. Апрель (4 ч.) 1. Совершенствовать навыки в плавании кролем с полной координацией движений рук, 2 ног, дыхания. 2 2. Побуждать детей плавать самостоятельно. Май (3ч.) 1. Плавание способом «кроль» на 3 груди и спине с полной координацией. Июнь (4 ч.) 17 1 2 1 Мониторинг 0,5 1 1 0,5 1,5 0,5 1 1 0,5 3,5 2 2 3 1. Плавание способом «кроль» на груди и спине с полной координацией. 2. Контроль приобретённых навыков. 3. Открытое занятие. 4. Беседа о правилах поведения на открытых водоёмах. ИТОГО: 1,5 1 1 0,5 0,5 0,5 36 5 1 1 1 Мониторинг Открытое занятие 31 4. Образовательная деятельность в соответствии с целями и задачами на разных возрастных этапах дошкольного возраста Младшая группа (от 3 до 4 лет) Средняя группа (от 4 до 5 лет) Содержание образовательного процесса Учить входить и погружаться в воду, бегать, играть в воде. Водить хороводы. Учиться плавать. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др. Выполнять правила в подвижных играх. Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с плавающими игрушками. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться, принимать душ, запомнить личные вещи. Учить выполнять движения ногами вверх - вниз, сидя в воде. Приседая, погружаться в воду до уровня подбородка, глаз. Опускать в воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой. Плавать произвольным способом. Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские 18 взаимоотношения со сверстниками. Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, тонущими и плавающими игрушками, обручами и т. д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу. Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться, принимать душ, знать личные вещи. Закреплять движения ногами вверх - вниз, сидя в воде на Старшая мелком месте, и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные группа (от 5 до 6 движения руками в воде. Скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду. Плавать произвольным способом. лет) Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям. Гигиенические навыки Пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться, принимать душ, знать личные вещи. ПодготоФизическая культура (плавание) Учить выполнять вдох, затем выдох в воду. Погружаться в вительная к школе воду с головой, открывать глаза в воде. Скользить на груди и на спине, двигать ногами (вверх-вниз). Передвигаться по дну водоема группа 19 (от 6 до 7лет) на руках. Плавать с надувной игрушкой или кругом в руках. Разучивать движения руками. Попытаться плавать без поддержки. Проплывать произвольным стилем 10-15 м. выполнять разнообразные упражнения в воде. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта. Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (водное поло, синхронное плавание). Гигиенические навыки Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться, принимать душ, знать личные вещи. 20 Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию: - Освещённые и проветриваемые помещения. - Ежедневная смена воды. - Текущая генеральная дезинфекция помещения и инвентаря. - Дезинфекция ванны при каждом спуске воды. - Анализ качества воды и дезинфекция помещений оборудования контролируется санэпидстанцией Температурный режим в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе: Возрастная Температура Глубина Температура Температура группа воды (ºС) бассейна (м) воздуха воздуха в бассейне в раздевалке (ºС) (ºС) Младшая группа +30...+32 ºС 0,4-0,5 +28...+32 ºС +25...+28 ºС Средняя группа +30...+31 ºС 0,7-0,8 +28...+32 ºС +25...+28 ºС Старшая группа +28...+29 ºС 0,8 +28...+30 ºС +25...+28 ºС Подготовительная +27...+28 ºС 0,8 +28...+30 ºС +25...+28 ºС группа Циклограмма образовательной деятельности на 2019-20 учебный год ФИО Дни Время Примечания должность недели Низамутдинова понедельник 17.30-18.00 занятия с детьми старшей группы Гульфия № 10 (Трухонина И.Е.) Миннузяновна вторник 7.30-18.10 занятия с детьми подготовительной (педагог группы № 5 (Раткевич Е.В.) дополнительного среда 17.00-17.25, занятия с детьми младшей группы образования) № 9 (Мамаева Е.М.) 17.30-18.00 занятия с детьми дошкольного возраста (город) четверг 17.00-17.25 занятия с детьми младшей группы № 12 (Микрюкова О.В.) 17.35-18.05 занятия с детьми средней группы № 7 (Волкова Л.В.) 18.10-18.40 занятия с детьми старшей группы № 6 (Гаврилова О.В.) пятница 17.00-17.25 занятия с детьми младшей группы 21 17.35-18.05 18.10-18.40 суббота 10.00-10.45 11.00-11.45 12.00-12.45 № 1 (Нифонтова Л.В.) занятия с детьми средней группы № 2 (Киндяшева Г.А.) занятия с детьми старшей группы № 4 (Мокрецова Е.В.) занятия с детьми средней группы занятия с детьми старшей группы занятия с детьми подготовительной группы 5. Методическое обеспечение Программы Обеспечение программы представлено: - диагностическими картами; - картотека игр на обучение передвижению в воде различным способом; - картотека игр на обучение прыжкам в воду; - картотека игр на обучение всплывание и лежание в воде; - картотека игр на обучение задержки дыхания; - фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания»; - картинки, схемы, иллюстрирующие различные упражнения на воде и стили плавания. 4.1. Материально-техническое обеспечение дополнительного образования детей Помещение бассейна соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников. Помещения для Формы Оснащение осуществления организации воспитательнообразовательного образовательного процесса процесса Бассейн - физ. занятия Фен – 3 шт. - спортивные Скамейки – 4 шт. праздники, Резиновые мячи на группу детей (25 досуги шт.)- диаметр 25см, 10 см. - подвижные Обручи игры Тонущие игрушки Плавающие игрушки Дуга для подныривания Плавательные доски Ворота для игры «Водное поло» 22 Методическая литература Картотеки игр и алгоритмов Разделительная полоса Термометры для измерения температуру воды и воздуха Аква палки (Нудлы) Спасательные круги Нарукавники 6. Список литературы 1. Вераксы Н.Е.,Коморова Т.С.,Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа-Москва: Мозаика-Синтез, 2016 2. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1985.-80 с. 3. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М.: Просвещение, 1991.-159 с. 4. Программы начального обучения плаванию/ Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с. 5. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000. 6. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96. 7. Рыбак М. В. Раз, два, три плыви // Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений- Москва: Обруч, 2010.-200 с. 8. Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38. 9. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94. 10. Полунина Н. С. Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания. // Инструктор по физкультуре. – 2010. – с. 98. 11. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008. 23 24