Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Обучение плаванию в детском саду»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-Детский сад № 21»
муниципального образования
«Лысьвенский городской округ»

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 3 от 12. 03.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАДОУ
«ЦРР-Детский сад № 21»
____________ О.А. Лобатенко
Приказ № 23 от 12.03.2019 г.

Образовательная программа дополнительного
дошкольного образования физкультурно-спортивной
направленности «Обучение плаванию в детском саду»
МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО»

Низамутдинова Г.М.
Инструктор по ФК (плавание)

г. Лысьва
2

№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
5.
6.

Содержание программы
Наименование разделов
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Учебный план Программы
Календарно-тематический план Программы
Младший возраст
Средний возраст
Старший дошкольный возраст
Образовательная деятельность в соответствии с целями и задачами на
разных возрастных этапах дошкольного возраста
Методическое обеспечение Программы
Список литературы

3

Стр.
3
4
5
5
10
10
10
12
15
17
21
22

1. Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного дошкольного образования
физкультурно-спортивной направленности «Обучение плаванию в детском саду»
(далее Программа) – документ муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Центр развития ребенка-Детский сад №21»
муниципального образования «Лысьвенский городской округ», характеризующий
модель организации дополнительной образовательной услуги: обучения
плаванию детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Срок реализации программы: 10 месяцев (сентябрь – июнь)
Программа сформирована в соответствии с основными нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
- Постановление правительства РФ № 706 «Об утверждении Правил оказания
платных образовательных услуг» от 15.08.2013 г.
- Концепция развития дополнительного образования детей утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года
№1726-р
- Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 20.11.2014 №
СЭД-26-01-04-1007 "Об утверждении положения об авторской образовательной
программе"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки российской федерации от 18 ноября 2015 г. n
09-3242 «О направлении информации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013г. №1155).
- «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
4

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293
«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
дошкольного образования».
- Закон о защите прав потребителей.
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 4531 от 02
ноября 2015 года.
- Устав МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» от 16.11.2018 г.№2630.
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ
«ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО»
Программа разработана с учетом методических рекомендаций Т.И. Осокиной
«Обучение плаванию в детском саду».
1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель реализации программы – создание благоприятных условий для
оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями дошкольников.
Задачи:
Оздоровительные:
• Укрепить
здоровье
детей,
содействовать
их
гармоничному
психофизическому развитию;
• Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
• Совершенствовать
опорно-двигательный
аппарат,
формирование
правильной осанки, повышение работоспособности организма.
Образовательные:
• Формировать теоретические и практические основы освоения водного
пространства;
• Учить плавательным навыкам и умениям.
Развивающие:
• Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
• Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
Воспитательные:
• Воспитывать нравственно-волевые качества, настойчивость, смелость,
выдержку, силу воли;
• Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить
эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.

5

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих
педагогических принципах:
- принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес
и активное участие в занятиях плаванием;
- принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий,
ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые
создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений
в воде и их совершенствование;
- принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований,
соответствующих психологической, физической, координационной готовности к
обучению;
- принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных
способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
- принцип постепенности в повышении требований – предполагает
определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания –
от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и
использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.
Методы обучения:
- Словесный: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ,
беседы, команды, распоряжения и указания.
- Наглядный: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением
на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
- Практический: многократное повторение движений сначала по элементам,
а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях,
изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение
контрастных движений.
Формирование групп детей на занятия плаванием осуществляется через
заключение договора с родителями об оказании платных дополнительных услуг
по плаванию на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей,
состояния их здоровья и уровня освоения плавательных умений и навыков.
1.3. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
1.3.1.Младшая группа (3-4 года)
Во второй младшей группе идет период освоения детей в воде. Начинается
этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им
чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в
ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети
знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей
силой и др.
К концу года умеют:
6

- Свободно (безбоязненно) передвигаться в воде различными способами;
- Лежать в воде на груди и спине;
- Погружаться в воду с головой у неподвижной опоры (в вертикальном
положении) на задержке дыхания;
- Выполнять выдох в воду у неподвижной опоры.
1.3.2. Средняя группа (4-5 лет)
К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый
этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение,
прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в
воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения
находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки,
приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине.
Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических
упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности,
организованности.
К концу года умеют:
- Держаться на поверхности воды: всплывать, лежать, скользить;
- Выполнять выдохи в воду в горизонтальном положении тела;
- Выполнять движения ногами, как при плавании способом «кроль» на груди
и спине с подвижной опорой (плавательная доска);
- Пытаться выполнить упражнения «Звездочка», «Медуза», «Поплавок».
1.3.3. Старшая группа (5-6 лет)
К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается
закрепление основных навыков плавания.
К концу года умеют:
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде;
- Нырять в обруч, доставать предметы со дна бассейна;
- Выполнять серии выдохов в воду (упражнение на задержку дыхания «Кто
дольше»);
- Скользить на груди и спине с плавательной доской;
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и спине;
- Выполнять упражнения «Поплавок», «Медуза», «Звездочка» на спине;
- Соблюдать правила подвижных и спортивных игр.
1.3.4.Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду.
Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными
способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и
на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны,
наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение
спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь,
получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов
7

пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых
разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий,
выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе
продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и
упражнениях
воспитывается
самостоятельность,
организованность,
решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески
использовать приобретенные навыки.
К концу года:
- Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой;
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост;
- Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с
движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в
сторону с неподвижной опорой;
- Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед;
- Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук;
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине;
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, упражнение
«Осьминожка» на длительность лежания;
- Плавать на груди с работой рук, с работой ног;
- Пытаться плавать способом на груди и на спине;
- Знать правила безопасности на воде;
- Соблюдать правила подвижных и спортивных игр;
- Самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры на воде.
Для анализа достигнутых результатов разработана диагностическая карта
оценки плавательной подготовленности детей.
ФИ
Дата
Ныряние Продвижени
ребенка, рождения
е в воде
группа
Н.г. С.г. К.г. Н.г. С.г.
К.г.
здоровья

Выдох в
воду
Н.г.

С.г.

К.г.

Прыжки в
воду
Н.г.

С.г.

К.г.

Лежание на
воде
Н.г.

С.г.

К.г.

ИТОГ
Н.г.

С.г.

1.
2.

Диагностика проводится три раза в период реализации Программы. В
диагностическую карту внесены контрольные упражнения программы.
Характеристика основных навыков плавания
Навык
Характеристика
Ныряние (вдох Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно,
выдох под воду)
сознательно уходить под воду, ориентироваться там и
передвигаться, знакомят с подъемной силой.
Прыжки в воду
Вырабатывают умение владеть своим телом в воде,
чувствовать на него действие разных сил, развивают
8

К.г.

Лежание

Скольжение

Контролируемое
дыхание

решительность, самообладание и мужество.
Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу,
удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать
чувство страха.
Позволяет почувствовать не только статистическую, но и
динамическую подъемную силу, учит продвигаться и
ориентироваться в воде, работать попеременно руками и
ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует
другие навыки, способствует развитию выносливости.
Правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит
преодолевать давление воды, развивает дыхательную
мускулатуру, оказывает развивающее и укрепляющее
действие на сердечно-сосудистую и нервную системы; тесно
взаимосвязано со всеми навыками

Контрольное тестирование (младшая группа)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Погружение лица в воду.
Погружение головы в воду.
Продвижение в Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до
воде
бедер или до груди с помощью рук.
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Упражнение «Крокодильчик».
Выдох в воду
Вдох над водой и выдох в воду.
Прыжки в воду Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или
Лежание
Лежать на воде вытянувшись
в положении на груди и на
до груди.
спине. Скользить по поверхности воды.
Контрольное тестирование (средняя группа)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Пытаться проплыть тоннель.
Подныривание под гимнастическую палку.
Продвижение в
воде
Выдох в воду

Пытаться доставать предметы со дна.
Упражнения в паре «на буксире».
Бег парами.
Скольжение на груди.
Упражнение на дыхание «Ветерок».
Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.
Прыжок ногами вперед.
9

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на
спине.

Контрольное тестирование (старшая группа)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Ныряние в обруч.
Проплывание тоннеля.

Продвижение в
воде
Выдох в воду
Прыжки
в воду
Лежание

Подныривание под мост.
Игровое упражнение «Ловец».
Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.
Скольжение на спине.
Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на
груди.
Выполнение серии
выдохов в воду.
Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
Прыжок ногами вперед.
Соскок головой вперед.
Упражнение «Поплавок».
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.
Лежание на спине с плавательной дощечкой.

Контрольное тестирование (подготовительная к школе группа)
Навык
Контрольное упражнение
плавания
Ныряние
Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).
Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под
Продвижение
Плавание на груди с водой.
работой рук, с работой ног.
в воде
Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.
Выдох в воду
Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.
Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в
сторону с неподвижной опорой.
Прыжки в воду
Прыжок головой вперед.
Прыжок ногами вперед в глубокую воду.
Лежание
Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой
воде.
Оценка качества выполнения контрольных упражнений программы:
 Низкий уровень – Н
Ребёнок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает
заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора – на суше
и в воде.
 Средний уровень – С

10

Ребёнок владеет основными элементами техники большинства упражнений,
способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного
показа.
 Высокий уровень – В
Ребёнок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям,
самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде.
ФИ
Дата
Ныряние Продвижени
ребенка, рождения
е в воде
группа
Н.г. С.г. К.г. Н.г. С.г.
К.г.
здоровья

Выдох в
воду
Н.г.

С.г.

К.г.

Прыжки в
воду
Н.г.

С.г.

К.г.

Лежание на
воде
Н.г.

С.г.

К.г.

ИТОГ
Н.г.

С.г.

1.
2.

2. Учебный план образовательной программы
Группа

Кол-во
занятий в
неделю

Младшая
Средняя
Старшая
Разновозрастная
Подготовительная

1
1
1
1
1

Кол-во
занятий
за весь срок
обучения
36
36
36
36
36

Длительнос
ть
занятий

Всего часов
за весь срок
обучения

20 мин
30 мин
30 мин
30 мин
40 мин

12 ч
18 ч
18 ч
18 ч
24 ч

3. Календарно-тематический план
3.1. Младший возраст
Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде,
подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно
адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения
дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться
в бассейне.
Задачи: 1. Способствовать уменьшению периода адаптации к воде.
2. Обучать различным видам передвижения в воде.
3. Воспитывать безбоязненное отношение к воде
4. Формировать навыки личной гигиены.
5. Воспитывать самостоятельность
Содержание
Всего
Форма
Теория Практика
часов
контроля
Сентябрь (2ч.)
1. Рассказать детям о пользе плавания,
Мониторинг
знакомство с бассейном и правилами
0,5
0,5
11

К.г.

поведения в нём.
2. Приучать детей входить в воду.
1
Самостоятельно окунаться, не бояться
0,5
брызг.
3. Мониторинг.
Октябрь (4ч.)
1. Учить детей не боятся брызг,
преодолеть страх перед водой.
4
Развивать интерес к занятиям в
бассейне.
Ноябрь (4 ч.)
1. Беседа о правилах поведения на
0,5
воде.
2. Учить, не бояться, входить в воду и
1,5
выходить из нее самостоятельно.
3. Обучать передвижениям по дну
2
бассейна одного бортика к другому
Декабрь (4 ч.)
1. Знакомить с некоторыми
0,5
свойствами воды.
2. Приучать детей играть
1,5
самостоятельно с игрушками.
3. Обучать детей принимать
2
горизонтальное положение в воде.
Январь (3 ч.)
1. Беседа о правилах поведения на
0,5
воде.
2. Учить выдохам в воду, прыжкам.
1,5
Добиваться активности и
1
самостоятельности.
3. Контроль приобретённых навыков.
Февраль (4 ч.)
1. Учить дуть перед собой, перегоняя
предметы до противоположного
2
бортика бассейна.
2. Воспитывать уверенность в своих
силах, организованность, умение
2
слушать объяснение преподавателя.
Март (4 ч.)
1. Беседа о правилах поведения в
0,5
12

1
0,5

4

0,5
1,5
2

0,5
1,5
2

Мониторинг

0,5
1

0,5
1

2

2

0,5

бассейне.
2. Приучать к
простейшим передвижениям в воде, к
3,5
погружению. Воспитывать смелость.
Апрель (4 ч.)
1. Приучать к простейшим
4
передвижениям в воде, к погружению.
Май (3ч.)
1. Приучать лежать на воде.
3
Воспитывать смелость.
Июнь (4ч.)
1. Обучать всплыванию и лежанию на
воде («Медуза», «Стрелочка»).
1,5
2. Контроль приобретённых навыков.
1
3. Открытое занятие.
1
4. Беседа о правилах поведения на
открытых водоёмах.
0,5
ИТОГО:
36

3,5

4

3

0,5

0,5
4

1,5
0,5
1

Мониторинг
Открытое
занятие

32

3.2. Средний возраст
К среднему возрасту дети уже достаточно освоились в воде. Начинается
новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание,
скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают
чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на
формирование умения находиться в воде в без опорном положении.
Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на
большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение
плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются
требования к самостоятельности, организованности.
Задачи: 1. Способствовать уменьшению периода адаптации к воде.
2. Обучать опусканию лица в воду.
3. Обучать различным видам передвижения в воде.
4. Обучать выдоху в воду.
5. Формировать навыки личной гигиены.
6. Способствовать воспитанию морально – волевых качеств (смелость,
настойчивость)
7. Воспитывать самостоятельность.
Задачи
Всего
Форма
Теория Практика
часов
контроля
Сентябрь (2ч.)
1. Рассказать детям о пользе плавания,
Мониторинг
13

знакомство с бассейном и правилами
0,5
поведения в нём.
2. Приучать детей входить в воду.
1
Самостоятельно окунаться, не бояться
0,5
брызг.
3. Мониторинг.
Октябрь (4ч.)
1. Ознакомить детей со свойствами
2
воды, приучать не боятся брызг.
2. Учиться передвигаться в воде на
2
различной глубине: шагом, бегом,
прыжками.
Ноябрь (4 ч.)
1. Беседа о правилах поведения на
0,5
воде.
2. Учить погружаться в воду с
головой, открывать глаза.
3,5
Воспитывать смелость,
организованность.
Декабрь (4 ч.)
1. Упражнять в погружении в воду,
учить доставать предметы со дна,
1
подпрыгивать, проныривать предметы
(обруч).
2
2.Совершенствовать умение лежать на
поверхности воды. Активизировать
1
внимание детей.
Январь (3 ч.)
1. Беседа о правилах поведения на
0,5
воде.
2. Учить выполнять глубокий вдох
1
через рот и продолжительный выдох
через рот.
3. Формировать умение принять
1
горизонтальное положение тела в
воде, подготавливать к выполнению
0,5
скольжения на груди.
4.Совершенствовать передвижение и
ориентировку под водой.
Февраль (4 ч.)
14

0,5
1
0,5

2
2

0,5

3,5

1
2
1

Мониторинг

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1. Учить лежать на воде, скользить на
груди, держась за доску и без неё.
4
Воспитывать у детей инициативу и
настойчивость.
Март (4 ч.)
1. Беседа о правилах поведения в
0,5
бассейне.
2. Отрабатывать
согласованность действий в
1,5
скольжении на груди с выдохом в
воду.
2
3. Разучить скольжение на спине с
подвижной опорой.
4. Приучать детей действовать по
сигналу.
Апрель (4 ч.)
1. Закреплять полученные навыки,
упражняться в скольжении на груди и
2
на спине.
2. Достигать ритмичных
2
беспрерывных движений ногами.
Май (3ч.)
1. Закреплять полученные навыки,
3
упражняться в скольжении на груди и
на спине.
Июнь (4 ч.)
1. Достигать ритмичных
беспрерывных движений ногами.
1,5
2. Контроль приобретённых навыков.
1
3. Открытое занятие.
1
4. Беседа о правилах поведения на
открытых водоёмах.
0,5
ИТОГО:
36

4

0,5
0,5

1

1

1

2
2

3

0,5

0,5
5

1,5
0,5
1

Мониторинг
Открытое
занятие

31

3.3. Старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная к школе
группы)
Дети старшего дошкольного возраста хорошо передвигаются в воде.
Продолжается закрепление основных навыков плавания. Их движения еще
недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью
не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой,
преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо
15

научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных
сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для
дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни.
На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных
движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность,
организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность,
умение творчески использовать приобретенные навыки.
Задачи: 1. Обучать согласованной работе рук и ног при плавании способом
«кроль» на груди и на спине.
2. Совершенствовать технику плавания.
3. Способствовать закаливанию детей.
4. Воспитывать целеустремленность и настойчивость.
5. Приучать пользоваться правилами поведения на воде.
Задачи
Всего
Форма
Теория Практика
часов
контроля
Сентябрь (2ч.)
1. Рассказать детям о пользе плавания,
Мониторинг
знакомство с бассейном и правилами
0,5
0,5
поведения в нём.
0,5
0,5
2. Развивать интерес к здоровому
0,5
0,5
образу жизни.
0,5
0,5
3.Проверить плавательные навыки.
4. Мониторинг.
Октябрь (4ч.)
1. Упражняться в передвижении в
1
1
воде.
2. Ознакомиться (повторить)
2
2
скольжение на груди, на спине с
1
1
помощью подвижной опоры.
3. Изучить (повторить) выдох в воду.
Ноябрь (4 ч.)
1. Беседа о правилах поведения на
0,5
0,5
воде.
2. Учить движения ногами как при
плавании кролем на груди в
1
1
согласовании с дыханием (с опорой и
1,5
0,5
1
без).
3. Упражнять выдохи в воду с
1
0,5
0,5
поворотом головы. 4. Воспитывать
настойчивость и упорство в
достижении результата.
16

Декабрь (4 ч.)
1. Побуждать плавать на спине при
помощи движений ногами кролем.
1
2. Изучить движения рук как при
2
кроле на груди. 3. Способствовать
развитию координации движений в
1
воде.
Январь (3 ч.)
1. Беседа о правилах поведения на
0,5
воде.
2. Упражняться в плавании кролем на
1
груди (при помощи плавающей опоры)
с задержкой дыхания. 3. Изучить
1
движения рук при плавании кролем на
0,5
спине.
4. Контроль приобретённых навыков.
Февраль (4 ч.)
1. Упражняться в плавании кролем на
1,5
спине.
2. Учиться согласовывать движения
1,5
ног, рук и дыхания при плавании
1
кролем на груди.
3. Учиться действовать по сигналу
преподавателя.
Март (4 ч.)
1. Беседа о правилах поведения в
0,5
бассейне.
2. Закрепить и
отрабатывать плавание кролем на
3,5
груди и на спине.
Апрель (4 ч.)
1. Совершенствовать навыки в
плавании кролем
с полной координацией движений рук,
2
ног, дыхания.
2
2. Побуждать детей плавать
самостоятельно.
Май (3ч.)
1. Плавание способом «кроль» на
3
груди и спине с полной координацией.
Июнь (4 ч.)
17

1
2
1

Мониторинг

0,5
1
1
0,5

1,5
0,5

1
1

0,5
3,5

2
2

3

1. Плавание способом «кроль» на
груди и спине
с полной координацией.
2. Контроль приобретённых навыков.
3. Открытое занятие.
4. Беседа о правилах поведения на
открытых водоёмах.
ИТОГО:

1,5
1
1

0,5

0,5

0,5

36

5

1
1
1

Мониторинг
Открытое
занятие

31

4. Образовательная деятельность в соответствии с целями и задачами на
разных возрастных этапах дошкольного возраста

Младшая
группа
(от 3 до 4
лет)

Средняя
группа
(от 4 до 5
лет)

Содержание образовательного процесса
Учить входить и погружаться в воду, бегать, играть в воде.
Водить хороводы. Учиться плавать.
Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.
Выполнять правила в подвижных играх.
Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в
процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с
правилами.
Поощрять самостоятельные игры с плавающими игрушками.
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила,
согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Гигиенические
навыки:
пытаться
самостоятельно
раздеваться, одеваться и вытираться, принимать душ, запомнить
личные вещи.
Учить выполнять движения ногами вверх - вниз, сидя в воде.
Приседая, погружаться в воду до уровня подбородка, глаз.
Опускать в воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой.
Плавать произвольным способом.
Формировать правильную осанку.
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки
детей, умение творчески использовать их в самостоятельной
двигательной деятельности.
Развивать
психофизические
качества:
быстроту,
выносливость, гибкость, ловкость и др.
Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно
относиться к выполнению правил игры.
Во всех формах организации двигательной деятельности
развивать у детей организованность, самостоятельность,
инициативность,
умение
поддерживать
дружеские
18

взаимоотношения со сверстниками.
Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в
играх с мячами, тонущими и плавающими игрушками, обручами и
т. д.
Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную
ориентировку.
Воспитывать самостоятельность и инициативность в
организации знакомых игр.
Приучать к выполнению действий по сигналу.
Гигиенические
навыки:
пытаться
самостоятельно
раздеваться, одеваться и вытираться, принимать душ, знать личные
вещи.
Закреплять движения ногами вверх - вниз, сидя в воде на
Старшая
мелком месте, и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные
группа
(от 5 до 6 движения руками в воде. Скользить на груди и на спине,
выполнять выдох в воду. Плавать произвольным способом.
лет)
Продолжать формировать правильную осанку; умение
осознанно выполнять движения.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично
отталкиваясь от опоры.
Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
Учить элементам спортивных игр, играм с элементами
соревнования, играм-эстафетам.
Поддерживать интерес детей к различным видам спорта,
сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни
страны.
Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно
организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу
и творчество.
Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с
элементами соревнования, играх-эстафетах.
Учить спортивным играм и упражнениям.
Гигиенические навыки
Пытаться
самостоятельно
раздеваться,
одеваться
и
вытираться, принимать душ, знать личные вещи.
ПодготоФизическая культура (плавание)
Учить выполнять вдох, затем выдох в воду. Погружаться в
вительная
к школе воду с головой, открывать глаза в воде. Скользить на груди и на
спине, двигать ногами (вверх-вниз). Передвигаться по дну водоема
группа
19

(от 6 до
7лет)

на руках. Плавать с надувной игрушкой или кругом в руках.
Разучивать движения руками. Попытаться плавать без поддержки.
Проплывать произвольным стилем 10-15 м. выполнять
разнообразные упражнения в воде.
Формировать потребность в ежедневной двигательной
деятельности.
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в
различных видах деятельности.
Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь
естественности, легкости, точности, выразительности их
выполнения.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Развивать психофизические качества: силу, быстроту,
выносливость, ловкость, гибкость.
Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом
равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в
пространстве.
Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка:
воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость,
организованность,
инициативность,
самостоятельность,
творчество, фантазию.
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать
подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр,
комбинировать движения.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту,
отдельным достижениям в области спорта.
Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные
подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования),
способствующие развитию психофизических качеств (ловкость,
сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений,
умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно
организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками,
справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения,
проявляя творческие способности.
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям
(водное поло, синхронное плавание).
Гигиенические навыки
Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться,
принимать душ, знать личные вещи.
20

Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию:
- Освещённые и проветриваемые помещения.
- Ежедневная смена воды.
- Текущая генеральная дезинфекция помещения и инвентаря.
- Дезинфекция ванны при каждом спуске воды.
- Анализ качества воды и дезинфекция помещений оборудования
контролируется санэпидстанцией
Температурный режим в бассейне, параметры набора воды в каждой
возрастной группе:
Возрастная
Температура
Глубина
Температура Температура
группа
воды (ºС)
бассейна (м)
воздуха
воздуха
в бассейне
в раздевалке
(ºС)
(ºС)
Младшая группа
+30...+32 ºС
0,4-0,5
+28...+32 ºС
+25...+28 ºС
Средняя группа
+30...+31 ºС
0,7-0,8
+28...+32 ºС
+25...+28 ºС
Старшая группа
+28...+29 ºС
0,8
+28...+30 ºС
+25...+28 ºС
Подготовительная +27...+28 ºС
0,8
+28...+30 ºС
+25...+28 ºС
группа
Циклограмма образовательной деятельности
на 2019-20 учебный год
ФИО
Дни
Время
Примечания
должность
недели
Низамутдинова понедельник 17.30-18.00 занятия с детьми старшей группы
Гульфия
№ 10 (Трухонина И.Е.)
Миннузяновна
вторник
7.30-18.10 занятия с детьми подготовительной
(педагог
группы № 5 (Раткевич Е.В.)
дополнительного
среда
17.00-17.25, занятия с детьми младшей группы
образования)
№ 9 (Мамаева Е.М.)
17.30-18.00 занятия с детьми дошкольного
возраста (город)
четверг
17.00-17.25 занятия с детьми младшей группы
№ 12 (Микрюкова О.В.)
17.35-18.05 занятия с детьми средней группы
№ 7 (Волкова Л.В.)
18.10-18.40 занятия с детьми старшей группы
№ 6 (Гаврилова О.В.)
пятница
17.00-17.25 занятия с детьми младшей группы
21

17.35-18.05
18.10-18.40
суббота

10.00-10.45
11.00-11.45
12.00-12.45

№ 1 (Нифонтова Л.В.)
занятия с детьми средней группы
№ 2 (Киндяшева Г.А.)
занятия с детьми старшей группы
№ 4 (Мокрецова Е.В.)
занятия с детьми средней группы
занятия с детьми старшей группы
занятия с детьми подготовительной
группы

5. Методическое обеспечение Программы
Обеспечение программы представлено:
- диагностическими картами;
- картотека игр на обучение передвижению в воде различным способом;
- картотека игр на обучение прыжкам в воду;
- картотека игр на обучение всплывание и лежание в воде;
- картотека игр на обучение задержки дыхания;
- фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов
упражнений в воде и в зале «сухого плавания»;
- картинки, схемы, иллюстрирующие различные упражнения на воде и стили
плавания.
4.1. Материально-техническое обеспечение дополнительного образования
детей
Помещение бассейна соответствуют санитарным и гигиеническим нормам,
нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда
воспитанников и работников.
Помещения для
Формы
Оснащение
осуществления
организации
воспитательнообразовательного
образовательного процесса
процесса
Бассейн
- физ. занятия
Фен – 3 шт.
- спортивные
Скамейки – 4 шт.
праздники,
Резиновые мячи на группу детей (25
досуги
шт.)- диаметр 25см, 10 см.
- подвижные
Обручи
игры
Тонущие игрушки
Плавающие игрушки
Дуга для подныривания
Плавательные доски
Ворота для игры «Водное поло»
22

Методическая литература
Картотеки игр и алгоритмов
Разделительная полоса
Термометры для измерения температуру
воды и воздуха
Аква палки (Нудлы)
Спасательные круги
Нарукавники
6. Список литературы
1. Вераксы Н.Е.,Коморова Т.С.,Васильева М.А. От рождения до школы.
Основная образовательная программа-Москва: Мозаика-Синтез, 2016
2. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя
детского сада – М.: Просвещение, 1985.-80 с.
3. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для
воспитателя дет. сада и родителей-М.: Просвещение, 1991.-159 с.
4. Программы начального обучения плаванию/ Под ред. С. И. Ежиковой –
Москва, 1983.- 70 с.
5. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.
6. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. //
Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.
7. Рыбак М. В. Раз, два, три плыви // Методическое пособие для дошкольных
образовательных учреждений- Москва: Обруч, 2010.-200 с.
8. Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении
дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.
9. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию.
// Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.
10. Полунина Н. С. Обучение детей танцам на воде с элементами
синхронного плавания. // Инструктор по физкультуре. – 2010. – с. 98.
11. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. –
М., 2008.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».